Монтаж акустических систем
Варианты монтажа
Различные задачи и требования, а также сложности, возникающие в процессе озвучивания помещений с нестандартными акустическими условиями, требуют от специалистов по профессиональному звуку гибкости и вариативности в вопросах монтажа акустических систем. Того же они вправе требовать и от самих акустических систем.
Акустические системы Inter-M предоставляют звукоинженерам исчерпывающее количество вариантов монтажа, позволяя решать самые сложные задачи. Удобная и продуманная конструкция акустических систем Inter-M делает их по-настоящему многофункциональными, что особенно важно при организации передвижных акустических инсталляций.
Различные варианты монтажа акустических систем Inter-M
Возможны различные варианты установки акустических систем Inter-M: напольное размещение, размещение на стойке или на кронштейне, подвесной монтаж. Благодаря ассиметричной форме задней панели многие модели можно использовать в качестве сценических мониторов, располагая их горизонтально.
Для удобства напольного размещения у большинства акустических систем, в том числе и мониторных, предусмотрены пластиковые или резиновые ножки.
Кроме стандартной напольной установки, распространено является размещение акустики на стойке. Стойка имеет регулировку по высоте. Акустическая система закрепляется на стойке благодаря специальному монтажному пазу — цилиндрическому углублению по типу стакана, расположенному в нижней части корпуса. Такое размещение удобно тем, что громкоговоритель располагается на уровне головы слушателей, и помещение озвучивается наиболее эффективно и качественно.
Для монтажа акустических систем на значительной высоте от пола или когда напольная установка невозможна, применяют настенное крепление, например с помощью кронштейнов, а также подвесной монтаж.
Настенный кронштейн позволяет разместить акустическую систему на вертикальной поверхности, в том числе практически под самым потолком, наклонив ее звукоизлучателем вниз, на слушателей. Для закрепления на кронштейне SB-30HA в конструкции акустической системы используется тот же монтажный паз, что и для размещения на стойке. Для применения универсального П-образного кронштейна, используемого для монтажа на любых твердых поверхностях, акустические системы оборудуются парой монтажных точек под винты М6, расположенных, как правило, на нижнем и верхнем торцах корпуса.
При подвесном монтаже с тросом и цепями также используют монтажные точки акустической системы. Монтажные точки предусматриваются в различных местах корпуса и оборудуются врезными металлическими втулками с внутренней резьбой. Таким образом для подвеса акустической системы с конкретным пространственным направлением могут быть задействованы разные монтажные точки.
Практически все акустические системы Inter-M снабжены пазами для удобной ручной переноски. Пазы расположены либо в верхнем торце корпуса, либо на боковых панелях.
Сводная таблица вариантов монтажа
Условные обозначения:
Серия акустических систем | Способ монтажа | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
напольный | настенный | настенно-напольный | потолочный | ||||
вертикальный | мониторный | на стойке TSS-1 | кронштейн SB-ЗОНА | П-образный кронштейн | подвес (трос/цепь) | ||
IX | + | + | + | + | + | ||
SE-K | + | + | + | + | |||
IX-H | + | + | + | + | + | ||
SC | + | + кроме SC-28 |
+ кроме SC-28 |
||||
SC-M | + | + | |||||
MS | + | + | + | ||||
SQ-K | + | + | + | + | + | ||
CSQ-K | + | + | + | + | + | ||
CMM-K | + | + | + | + | + | ||
CM12 | + | + | + | + | + | ||
ICA8 | + | + | + | + | |||
TE | + | + | + | + | |||
PE | + | + | + | + | + | ||
HE | + | + | + | + | + | ||
PS | + | + | + | ||||
CR5 | + | ||||||
MS-S сабвуфер |
+ | ||||||
CSB-K сабвуфер |
+ | + | |||||
ICA12S сабвуфер |
+ |
Принадлежности для установки и монтажа
Напольная стойка TSS-1
Стойка TSS-1 имеет раздвижное треножное основание и центральный телескопический держатель, перемещение которого изменяет общую высоту. Конструкция стойки предусматривает регулировку положения по вертикали и поворот акустической системы вокруг оси телескопического держателя. Основные части стойки изготовлены из высокопрочного сплава металлов. Вся конструкция обладает высокой прочностью и устойчивостью.
Внешний диаметр верхней части телескопического держателя, используемый для соединения с корпусом акустической системы, — 35 мм. На стойку можно устанавливать любую акустическую систему, имеющую допустимый вес и подходящий диаметр ответного монтажного паза. Конструкция стойки предусматривает размещение акустической системы, вес которой не превышает 40 кг. Стойка TSS-1 может использоваться практически со всеми акустическими системами Inter-M: с моделями серий CSQ-K, SQ-K, IX, IX-H и SE-K, мониторными громкоговорителями серии CMM-K (в вертикальной ориентации), компактными сабвуферами серии CSB-K, громкоговорителями SC-212 и SC-215.
Настенный кронштейн SB-30HA
Применение настенного кронштейна SB-30HA — альтернативный способ установки акустических систем с использованием монтажного паза с внутренним диаметром 35 мм. Максимальный вес акустической системы, монтируемой на кронштейне, составляет 30 кг.
Кронштейн позволяет регулировать вертикальный угол наклона акустической системы и угол поворота в горизонтальной плоскости.
Кронштейн серии MSB
П-образные кронштейны серии MSB (MSB-80, MSB-100, MSB-130) предусмотрены для фиксированного монтажа акустических систем серии MS. Кронштейн MSB-80 можно также использовать для монтажа активной акустической системы PS-80.
Кронштейн крепится к корпусу акустической системы в двух монтажных точках, расположенных с противоположных сторон (как правило, в нижнем и верхнем торце). Для закрепления на стене или другой несущей поверхности кронштейн снабжен дополнительными отверстиями.
Монтаж мониторов CMM-серии
Сценические мониторные громкоговорители являются одним из важнейших элементов акустических систем при «живом» исполнении музыки. Основные громкоговорители в концертных залах направлены непосредственно на зрителей, и без специальных приспособлений музыканты на сцене слышали бы лишь отраженные звуки своей игры, что с учетом искажений и задержек сделало бы практически невозможным качественное исполнение. И уж точно не позволило бы исполнителям чувствовать себя свободно и уверенно на сцене. Таким образом, необходимо устройство, направленное непосредственно на музыкантов на сцене. Оно позволит им слышать свою игру без искажений, реально оценивать звуковую картину в зале и получать удовольствие от выступления. Для этих целей как раз и используются сценические мониторы.
Для концертных залов наиболее оптимальными являются мониторные акустические системы CMM-12K и CMM-15K производства Inter-M. Их корпус имеет асимметричную форму задней части. Вместе с высокой направленностью излучения звука это позволяет использовать серию CMM в качестве звуковых сценических мониторов. При этом модели CMM-12K и CMM-15K могут использоваться и в качестве основных звукоизлучающих устройств.
Для использования акустической системы CMM-серии в качестве монитора предусмотрены резиновые ножки.
Для применения в качестве основного звукоизлучающего устройства модели CMM-серии предусматривают несколько вариантов установки и крепления: напольная установка, установка на регулируемой по высоте стойке TSS-1, настенная установка с помощью кронштейна SB-30HA, подвес на тросах с использованием монтажных точек корпуса.
Для удобства ручного перемещения акустические системы CMM снабжены ручками и специальными пазами на боковых панелях.
Расположение сабвуферов
Основная задача сабвуферов — воспроизведение звукового сигнала в низкочастотном диапазоне. Этим определяются основные особенности их монтажа. Во-первых, воспроизведение низкочастотного сигнала требует внушительных размеров драйвера, у сабвуферов Inter-M они составляют 12″, 15″ и 18″. Как следствие — большие размеры корпуса, а также большой вес. Во-вторых, низкочастотные звуковые волны трудно локализуются, и человек зачастую не может понять, откуда они идут. Порой такие колебания слушатель ощущает скорее физически, нежели с помощью слуха. Оба эти фактора формируют особые условия монтажа сабвуферов.
Как немалый вес, так и сложность локализации источника низкочастотных колебаний делают напольное расположение самым удобным для сабвуферов. Тем не менее, для сабвуферов, за исключением серии MS-S, возможен и подвесной монтаж.
Благодаря большой длине волны низкочастотные колебания заполняют собой помещение вне зависимости от того, где конкретно располагаются громкоговорители. Поэтому, в отличие от высокочастотных динамиков и линейных массивов, сабвуферы не требуют точной настройки углов направленности. Однако, несмотря на сложность локализации слушатель может ощущать, откуда идут низкочастотные колебания. По этой причине сабвуферы обычно располагают в непосредственной близости от основной акустической системы, в углах помещения или по краям сцены. Благодаря этому сигналы разных частотных диапазонов воздействуют на слушателя единым фронтом, обеспечивая равномерное звучание музыки и не вызывая дискомфорта.
Рекомендации по размещению
Акустические системы Inter-M применяют как в качестве основного источника звука, так и в качестве дополнительного, например, при совместном использовании с линейными массивами.
В качестве основных источников звука акустические системы используются на средних и малых объектах, таких как выставочные комплексы, конференц-залы, спортивные площадки, торговые павильоны, залы для семинаров, шоу-румы, фитнес-клубы, помещения кафе и ресторанов. В таких случаях очень распространен вариант размещения громкоговорителей на стенах с использованием кронштейнов или подвеса. В случае помещения небольшого размера и прямоугольной формы акустические системы располагают зачастую по углам помещения, а также на потолке с помощью П-образных кронштейнов или компактного подвеса.
Для небольших концертных залов лучше всего подходят акустические системы Inter-M серии CSQ. В этом случае громкоговорители располагаются по краям сцены и усиливаются сабвуферами, например серии CSB.
Концертные залы и объемные спортивные объекты, такие как стадионы и ледовые арены, чаще всего озвучивают с помощью линейных массивов. Однако обычные акустические системы в таких случаях бывают незаменимы в качестве дополнительных источников звука. Так, например, при озвучивании концертных залов с живым исполнением никак не обойтись без сценических мониторов. Для этой цели подойдут как специализированные мониторы Inter-M, так и универсальные громкоговорители с ассиметричной формой задней панели для горизонтального размещения.
Кроме того, акустические системы Inter-M могут использоваться в качестве боковых сценических мониторов, так называемых «прострелов». Для этого подойдет практически любая акустическая система Inter-M, установленная вертикально. Боковые мониторы располагаются, как правило, у переднего края сцены с обеих сторон и направляются точно так же, как и напольные мониторы, на исполнителя.
Для усиления нижних частот, особенно когда по ряду причин в составе кластеров не используются сабвуферы линейных массивов, предпочтительно применять отдельно стоящие сабвуферы. Их чаще всего располагают на полу или небольшом постаменте по бокам сцены и направляют в зал.
Достаточно часто возникает дополнительная необходимость в создании равномерной звуковой картины в местах, на которые не ориентирована основная акустическая система. Такое может потребоваться, например, для удаленной трибуны на спортивном объекте или для балкона с важными персонами в концертном зале. Для этих целей также используются обычные акустические системы, направленные при этом непосредственно на объект озвучивания.