Компактные линейные массивы серии CLA

27.04.2024

в наличии

Назначение и типы

Линейные массивы серии CLA от компании Inter-М представляют модельный ряд акустических систем для профессионального озвучивания больших площадей и культурно-массовых мероприятий. Серия состоит из двух типоразмеров линейных массивов: первый типоразмер включает широкополосные громкоговорители с двумя 5-дюймовыми СЧ-излучателями и одним компрессионным ВЧ-излучателем, сабвуфер с 15-дюймовым излучателем и специальную крепежную раму для подвешивания громкоговорителей к лесам, потолкам или другим строительным конструкциям. Второй типоразмер имеет тот же состав оборудования, но имеет большие габариты громкоговорителей, корпусов и, соответственно, большую мощность: 18-дюймовый сабвуфер, СЧ излучатели по 8 дюймов, по 2 ВЧ излучателя на один широкополосный модуль.

Фото оборудования

Функциональные возможности и особенности

  • Высокое качество звучания

    В серии CLA-K используются излучатели (динамики) лучших мировых брендов в сочетании с тщательно просчитанной конструкцией корпуса и волновода.

  • Широкий диапазон изменения диаграммы направленности

    Групповая компоновка модулей создаёт равномерное звуковое поле как для ближней, так и для дальней зоны озвучивания.

  • Удобный и надёжный монтаж

    Линейный массив легко собирается из отдельных модулей, стальная несущая конструкция обеспечивает изменение угла установки каждого модуля в диапазоне от 0 до 10 градусов.

Конструкция

В каждом модуле линейного массива установлены низкочастотные излучатели производства компании Eminence (ALPHA 5-8 и BETA-8A), продукция которой отличается неизменно высоким качеством звука и долговечностью. Излучатели могут стабильно работать в различных условиях, воспроизводя чистый и детальный звук на любом уровне громкости в пределах рабочего диапазона частот и мощности. Низкочастотные излучатели используют интенсивную систему охлаждения для достижения максимальной эффективности и надежности.

В широкополосных модулях линейного массива установлено по два НЧ-излучателя. Каждый из них имеет сопротивление 8 Ом, что при последовательном соединении образует 16-Омную нагрузку, позволяя подключать до 4 модулей линейных массивов на один канал усилителя (с нагрузкой 4 Ом).

Рис. 2. Схема последовательного подключения излучателей.

Компрессионный ВЧ-излучатель производства компании D&C Speakers (DE14-8) имеет 3-х дюймовую катушку и титановый излучатель, воспроизводящий звук высокой мощности без гармонических искажений. В модели CLA-5K установлен один ВЧ-излучатель (подключение на 8 Ом), а в CLA-8K установлена два последовательно соединенных динамика (подключение на 16 Ом), это также даёт возможность подключения до 4-х линейных массивов на 1 канал усилителя (ВЧ секции CLA-5K рекомендуется подключать парами).

Передняя панель (экран) модуля CLA-8K

Рис. 3. Передняя панель (экран) модуля CLA-8K

Каждый широкополосный модуль линейного массива выполнен в плоском компактном корпусе и имеет внутреннюю отделку звукопоглощающим материалом высокой плотности, обеспечивающую гашение резонансных частот внутри камеры. На боковых поверхностях корпуса находятся фазоинверторы, также выполняющие функцию ручек для переноски.

Монтажные рамки, разъемы подключения, широкополосного модуля CLA-8K

Рис. 4. Монтажные рамки, разъемы подключения, широкополосного модуля CLA-8K

Низкочастотные модули (сабвуферы CLA-15SK и CLA-18SK) изготовлены из тех же материалов, что и широкополосные и имеют прямоугольную вытянутую форму. В передней части располагается экран на всю площадь передней панели, на задней установлены Speakon-разъемы для подключения усилителя. На боковых гранях стальные рамки и по две внутренние переносные ручки с каждой стороны.

Монтажные рамки, разъемы подключения, сабвуфера CLA-18SK

Рис. 5. Монтажные рамки, разъемы подключения, сабвуфера CLA-18SK

Под экраном расположен 18-дюймовый вентилируемый излучатель с диффузором на бумажной основе с упругим синусоидальным подвесом, обеспечивающим высокий коэффициент демпфирования, что благоприятно сказывается на точности воспроизведения низких частот. Классическая компоновка корпуса с расположением излучателя и фазоинверторов на передней панели также существенно повлияла на формирование точного и динамичного баса.

Защитная решетка и экран сабвуфера CLA-18SK

Рис. 6. Защитная решетка и экран сабвуфера CLA-18SK

Корпуса акустических систем изготовлены из 15-миллиметровой фанеры. Панели корпуса склеены между собой синтетическими смолами и дополнительно закреплены с помощью металлических уголков. По бокам акустической системы установлены две стальные рамки, являющиеся основным несущим элементом конструкции. С помощью имеющихся отверстий по краям рамок производится регулировка угла наклона модулей по вертикали в диапазоне от 0 до 10 градусов относительно друг друга, что позволяет придать линейному массиву J-образную форму для озвучивания как дальних, так и ближних зон.

Линейный массив на базе 8-ми СЧ модулей CLA-8K и 2-х сабвуферов CLA-18SK

Рис. 8. Линейный массив на базе 8-ми СЧ модулей CLA-8K и 2-х сабвуферов CLA-18SK

В комплекте с каждым модулем поставляются 2 пары стальных пластин для объединения модулей, 10 болтов под шестигранник, 10 гроверов и 10 шайб.

Монтажный комплект, поставляемый с каждым модулем линейного массива

Рис. 7. Монтажный комплект, поставляемый с каждым модулем линейного массива

Диаграммы направленности и АЧХ

Диаграммы направленности и АЧХ
Диаграммы направленности и АЧХ
Диаграммы направленности и АЧХ
Диаграммы направленности и АЧХ

Принцип работы

Принцип работы компактных линейных массивов достаточно прост и его можно объяснить тремя словами.

  1. Каждый излучатель является акустическим излучателем с круговой диаграммой направленности, однако в реальности, звук хоть и распространяется вокруг громкоговорителя сферическими волнами, но в разных частях этой круговой диаграммы оказывается разное количество звуковой энергии. Соотношение количества звуковой энергии к области на сферической звуковой волне показано на рис. 9
    Диаграмма направленности и падение звукового давления на сферической звуковой волне

    Рис. 9. Диаграмма направленности и падение звукового давления на сферической звуковой волне

  2. Область с самым высоким звуковым давлением, как правило, располагается на оси громкоговорителя. Если таких громкоговорителей будет два, то на определённом удалении от излучателей (зависит от расстояния между осей громкоговорителей), две волны начнут накладываться друг на друга и произойдёт их сложение, вследствие чего звуковое давление увеличится. С увеличением расстояния от громкоговорителей увеличивается площадь синфазности сферических волн от различных источников — это расширяет и делает более равномерной зону прироста звукового давления (в идеале это +3 дБ к давлению, создаваемому в этой точке лишь одним громкоговорителем). В этом случае два громкоговорителя начинают работать как единый акустический излучатель с общей осью и более острой диаграммой направленности. Для удобства назовём его спаренным излучателем.
  3. Увеличение зоны сложения звуковых волн при удалении от источников звука

    Рис. 10. Увеличение зоны сложения звуковых волн при удалении от источников звука

  4. При удвоении количества спаренных излучателей и удвоении расстояния от них, происходит повторное сложение волн (уже от парных излучателей), а звуковое давление на оси кластера снова прирастает на 3 дБ, в итоге оно станет уже на 6 дБ выше звукового давления, создаваемого в данной точке каждым отдельным громкоговорителем. Для дальнейшего увеличения звукового давления на общей оси линейного массива, требуется удвоение количества модулей (громкоговорителей). Таким образом, чем больше будет модулей в линейном массиве, тем более острая диаграмма направленности у него будет и тем большее звуковое давление он сможет передать в зону озвучивания.

    На расстоянии S (рис. 11) показано, что происходит первое сложение звуковых волн с приростом +3 дБ в центре. С увеличением расстояния до 2S и более прирост составит +6 дБ по сравнению с одним излучателем и далее он не меняется.

    Образование плоского звукового фронта при работе нескольких громкоговорителей

    Рис. 11. Образование плоского звукового фронта при работе нескольких громкоговорителей

  5. Если же требуется озвучивание ближних зон зрительного зала, то линейным массивам придают J-образную форму, увеличивая отклонение нижних модулей на угол не больше 10 градусов, так как при больших отклонениях два соседних модуля перестают работать как единый звуковой излучатель.
    Размещение линейного массива J-образной формы в зрительном зале

    Рис. 12. Размещение линейного массива J-образной формы в зрительном зале

    В силу этого, для раскрытия всех преимуществ системы озвучивания, линейные массивы требуется подвешивать на достаточно большой высоте, а установка среднечастотных модулей, к примеру, на сцене только ухудшит результат, образовав сильную неравномерность звукового давления между передними и задними рядами.

    Стоит также отметить, что линейные массивы позволяют исключить необходимость установки множества громкоговорителей для озвучивания большого зала и звук на всю длину помещения транслируется из одной точки (или нескольких точек, расположенных с одной стороны), что, во-первых, уменьшает количество реверберационных отражений в помещении, а во-вторых, позволяет чётко просчитать задержку звука в любой точке зрительного зала. Если же в зале присутствуют балконы, образующие акустическую тень, то их озвучивают отдельными направленными громкоговорителями с заранее установленной задержкой.

    Образование плоского звукового фронта при работе нескольких громкоговорителей

    Рис. 13. Размещение и задержка сигнала громкоговорителей акустической тени

Технические характеристики

Наименование CLA-5K CLA-8K CLA-15SK CLA-18SK
Тип 2-полосный Bi-Amp компактный громкоговоритель линейного массива 2-полосный Bi-Amp компактный громкоговоритель линейного массива Сабвуфер линейного массива Сабвуфер линейного массива
Диапазон частот ±3 дБ, Гц 125...17000 150...20000 67...2800 67...2800
67Диапазон частот —10 дБ, Гц 75...20000 103...20000 28...35000 30...3000
Номинальная выходная мощность (AES), Вт НЧ: 160 / ВЧ: 25 НЧ: 450 / ВЧ: 120 600 800
Выходная мощность (RMS), Вт НЧ: 320 / ВЧ: 50 НЧ: 900 / ВЧ: 120 1200 1600
Максимальная выходная мощность (Peak), Вт НЧ: 640 / ВЧ: 100 НЧ: 1800 / ВЧ: 240 2400 3200
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт НЧ: 320 / ВЧ: 50 НЧ: 900 / ВЧ: 120 1200 1600
Чувствительность (1Вт / 1м), дБ НЧ: 93 дБ / ВЧ 105 дБ НЧ: 98 дБ / 105 дБ 99 98
Максимальное звуковое давление, дБ НЧ: 118 дБ / ВЧ 122 дБ НЧ: 124 дБ / ВЧ 122 дБ 133 133
Диаграмма направленности ШхВ 90°х10° всенаправленная
Импеданс, Ом НЧ: 16 / ВЧ: 8 НЧ: 16 / ВЧ: 16 8 8
Частота раздела частот 2000 Гц, 24 дБ/окт 1400 Гц, 24 дБ/окт 150 Гц, 24 дБ/окт 100 Гц, 24 дБ/окт
НЧ излучатель, см Дифуузор: 12.7, звуковая катушка: 3.2 Дифуузор: 20.32, звуковая катушка: 5.08 Дифуузор: 38.1, звуковая катушка: 7.62 Дифуузор: 45.72, звуковая катушка: 10.62
ВЧ излучатель Дифуузор: 2.54, звуковая катушка: 3.91 Дифуузор: 2.54, звуковая катушка: 3.91
Материал корпуса 15-мм берёзовая фанера
Покрытие корпуса Полимочевина
Защитная решетка Листовая оцинкованная сталь холодного проката, порошковая окраска / черная
Разъемы 2×4-контактный (1+, 1— : НЧ / 2+, 2— : ВЧ) параллельные 2×4-контактный (1+, 1— : НЧ / 2+, 2— : ВЧ) параллельные 2×4-контактный (1+, 1— ) параллельные 2×4-контактный (1+, 1— ) параллельные
Соединение, монтаж 4-точечное болтовое соединение, 0...10° регулировка наклона (шаг 1°) 4-точечное болтовое соединение, 0...10° регулировка наклона (шаг 1°) 4-точечное болтовое соединение 4-точечное болтовое соединение
Цвет Черный/белый Черный/белый Черный/белый Черный/белый
Вес (нетто), кг 12.92 25.96 36.29 52.16
Габаритные размеры (ВхШхГ), мм 477×170×364 694×256×486 477×505×741 694×520×870

Схема применения

На схеме изображена система озвучивания концертного зала c передачей звука по сетевому протоколу Dante. Схема разделена на четыре функциональных блока объединенных сетью Ethernet:

  1. Место звукооператора. В различных концертных залах, в зависимости от вместимости, может быть до трёх звукооператорских: на сцене, в центральной части зрительного зала и сверху на балконе. В нашем примере место звукооператора находится на балконе в отдельной комнате. Здесь производится вся коммутация и обработка звуковых сигналов.
  2. Ряды зрительных мест, находящиеся под балконом. Так как озвучивание зрительских мест осуществляется сверху, конструкция балкона образует акустическую тень, куда прямой звук от линейных массивов не попадает, поэтому эта зона озвучивается отдельно.
  3. Cцена. Назначение концертного зала предусматривает живые выступления музыкальных ансамблей, поэтому на сцене предусмотрена возможность подключения музыкальных инструментов и прочего оборудования (например, активных сценических мониторов). Для подключения используются DANTE-конверторы DAC-288, имеющие по 8 комбинированных входов и по 8 линейных выходов.
  4. Сценический портал. Основа системы озвучивания — два линейных массива, содержащих по 8 широкополосных 8-дюймовых громкоговорителя и по 2 низкочастотных 18-дюймовых излучателя. Линейные массивы подвешиваются по краям сценического портала на максимальной высоте так, чтобы обеспечивалась прямая видимость с задними рядами зрительских мест на балконе.

Для контроля и управления звуком во время выступлений, на рабочем месте звукооператора установлен стационарный 16-канальный аналоговый микшер Inter-M MX-1646D, работающий в качестве аудио интерфейса. Микшер позволяет коммутировать и настраивать параметры входных и выходных аудио каналов, вести запись трансляции на флеш-накопитель, а также воспроизводить фонограмму напрямую с компьютера.

Так как модули линейного массива имеют раздельное подключение полос, смикшированный аудиосигнал требуется разделить на частотные составляющие. Эту задачу решает цифровой аудиопроцессор AFSP-048, имеющий 4 линейных независимых входа и 8 выходов. Сигнал подаётся на процессор со стерео, а также с групповых шин микшера, что даёт возможность осуществлять выборочную озвучку зон, например, озвучку пространства под балконами отдельной фонограммой (если это требуется), или при недостаточном заполнении зала не озвучивать это пространство вовсе. Основная задача аудиопроцессора в данной системе — разделение частот и эквализация сигнала для широкополосных и низкочастотных громкоговорителей (сабвуферов). Управление настройками процессора осуществляется через специальное программное обеспечение.

Разделённый аудиосигнал передаётся на цифровой аудиоконвертор DAC-288, преобразующий входной линейный (или микрофонный) сигнал в цифровой аудиопоток DANTE. Как видно на схеме, в аппаратной звукооператора установлены два аудиоконвертора: первый — только для передачи сигнала со сцены в микшер, а второй — для передачи сигнала в обе стороны.

Для подключения источников сигнала (инструментов или микрофонов) на сцене предусмотрены два Dante-преобразователя, через которые в микшерный пульт звукооператора возвращается до 8 моно каналов и до 4-х стерео каналов. Посредством Dante-конверторов, с выходов AUX и GROUP микшерного пульта на сцену можно возвратить до 8 каналов для подключения активных мониторных громкоговорителей.

В качестве основных излучателей установлены линейные массивы состоящие из сабвуферов CLA-18SK, мощностью 1600 Вт (RMS) и широкополосные модули CLA-8K, имеющие раздельное подключение полос: НЧ 900 Вт, ВЧ 120 Вт. Все четыре сабвуфера системы подключены к одному цифровому 4-канальному усилителю DSA-2000Q: каждый сабвуфер подключается на отдельный канал. Низкочастотные излучатели группы из четырех широкополосных модулей параллельно подключены к усилителю DSA-2000Q, работающему в мостовом режиме. Для питания высокочастотных излучателей всех шестнадцати модулей используется один цифровой усилитель DSA-500Q, на каждый канал усилителя подключено параллельно по 4 модуля. Усилители серии DSA имеют на борту DANTE-преобразователь сигнала, и возможность настройки по LAN сети через специальное программное обеспечение, с помощью которого для каждой секции громкоговорителей можно настроить оптимальные параметры звука.

Для озвучивания зоны акустической тени под балконами установлены четыре отдельных модуля CLA-8K, нагруженные на усилитель DSA-2000Q. Параметры задержки звука (90 мс) для этой зоны можно установить как в самом усилителе, так и в сигнальном процессоре в операторской.