Цифровой звуковой процессор AFSP-026

27.04.2024

в наличии

Во время живых выступлений, для формирования качественного и достоверного звучания нельзя ограничиться только использованием профессионального оборудования в составе системы озвучивания, также необходима точная настройка звукового тракта. Необходимо избежать появления обратной связи при использовании вокальных микрофонов, разделить на частотные составляющие и распределить аудиосигнал по системам звукоусиления так, чтобы звук был максимально естественным, а использование систем звукоусиления наиболее эффективным. Для решения этих задач применяется цифровой звуковой процессор AFSP-026 производства AFFA.

Использование звукового процессора AFSP-026 значительно расширяет возможности систем профессионального озвучивания, позволяя производить точную настройку звучания акустических систем, сводя к минимуму нежелательные влияния на звук архитектурных особенностей озвучиваемого помещения. Благодаря этому достигается высокая достоверность звучания музыкальных и голосовых записей, а также живых выступлений.

Применение аудиопроцессора оправдано в большинстве случаев, независимо от масштабов звуковой системы. При этом, когда для воспроизведения выделенной полосы частот используется отдельная акустика (сабвуферы, широкополосные АС с раздельными высокочастотными и среднечастотными входами), без применения звукового процессора обеспечить качественное воспроизведение звука попросту невозможно.

Фото оборудования

Функциональные возможности и особенности

  • Кроссовер

    Для полной реализации возможностей систем, содержащих сабвуферы в процессоре звука предусмотрена возможность разделения сигнала на низко-, средне- и высокочастотные составляющие.

  • Встроенный подавитель обратной связи

    При возникновении в голосовом сигнале обратной связи, 12-полосный фильтр быстро и точно вырезает частоты самовозбуждения.

  • Широкий набор функций обработки звукового сигнала

    В устройстве реализованы такие функции обработки звукового сигнала, как компрессор, лимитер, графический эквалайзер для входного канала, кроссовер, линия задержки для выходных каналов, субгармонический синтезатор и параметрические эквалайзеры для выходных каналов.

  • 1 стереовход, 3 стереовыхода

    Аудиосигнал подается на 2 входных разъёма XLR и после обработки выводится на 6 выходных разъемов XLR.

  • Параметрические эквалайзеры на каждом стереоканале

    Для детальной настройки частотной характеристики входного сигнала предусмотрен 3-полосный параметрический эквалазер перед кроссовером.

  • Управление с передней панели

    Все настройки параметров обработки сигнала производятся с передней панели устройства.

Конструкция и основные принципы работы

Цифровой звуковой процессор AFSP-026 предназначен для обработки и маршрутизации аудиосигналов, чаще всего подобные устройства работают в небольших системах профессионального звукоусиления, включающих параллельную работу акустических систем и сабвуферов. В устройстве реализованы такие функции обработки звукового сигнала, как графический эквалайзер, подавитель обратной связи, субгармонический синтезатор, кроссовер, параметрический эквалайзер, компрессор лимитер и линия задержки.

Стабильную работу многочисленных функций процессора обеспечивает высокопроизводительный DSP 56367AG150 от NXP Semiconductors с частотой шины 150 МГц, аналого-цифровой преобразователь AK-5385BVS и цифро-аналоговый преобразователь AK-4356VQ от AKM-electronics с разрядностью шины 24 бита 96 кГц. Такое сочетание элементов обеспечивает стабильность функционирования во всех режимах, при этом сохраняя низкий уровень энергопотребления устройства.

Рис. 1. DSP 56367AG150 на плате звукового процессора AFSP-026

Профессиональное и коммерческое назначение аудиопроцессоров обуславливает повышенные требования к качеству устанавливаемых компонентов, их монтажу, и финальной сборки устройств: для исключения нештатных режимов работы, проводится последовательное тестирование всех возможных сценариев работы.

Специально для построения широкополосных систем в аудиопроцессоре присутствуют три пары выходов, для удобства они обозначены на корпусе и в интерфейсе пользователя как H (High), M (Middle) и L (Low). Каждая пара имеет кроссовер, позволяющий качественно выделять составляющие низких, средних и высоких частот. Несмотря на то, что каналы имеют название с привязкой к частотам, фильтры кроссовера позволяют на любой паре выходов вырезать частоты как верхнего, так и нижнего диапазона.

Применение кроссоверов наиболее оправдано для построения систем, содержащих сабвуферы и линейные массивы, в которых каждый акустический излучатель отвечает за конкретный участок частотного диапазона. Обрезка части спектра позволяет подавать на акустические системы только ту часть сигнала, которая находится в рабочей зоне излучателей, что значительно увеличивает эффективность использования и минимизирует опасность перегрева динамической головки. Разделение сигнала на частотные полосы осуществляется фильтрами следующих типов: Линквица-Райли, Бесселя или Баттерворта, главным отличием которых является разная крутизна обрезки частот Главным преимуществом цифровых кроссоверов перед аналоговыми устройствами подобного назначения, а также фильтрами, встроенными в активные акустические системы или сабвуферы, является возможность изменения частоты раздела с полным вырезанием лишних частот, что даёт возможность точно подобрать рабочий диапазон для каждого звукового излучателя, а также избежать искажения выходной амплитудно-частотной характеристики звука.

Для детальной настройки частотной характеристики сигнала, на входном канале предусмотрен 28-полосный графический эквалайзер, а на каждой паре выходных каналов присутствует параметрический эквалайзер: трехполосный — для низких частот (Low), двухполосные — для средних и высоких частот (Mid, High). Диапазон усиления сигнала с помощью эквалайзера составляет ±20 дБ. Для удобства настройки предусмотрены несколько типов фильтров параметрического эквалайзера: полосный, с изменяемой добротностью, шельфовый для низких частот и шельфовый для высоких частот, также с изменяемой добротностью.

Для повышения отдачи на низких частотах, в процессоре присутствует двойной субгармонический синтезатор, первый – с обозначением частот 24-36 Гц, второй – 36-56 Гц. Логика работы синтезатора субгармоник заключается в дублировании гармоник низшего порядка исходного сигнала с последующим понижением их частоты на одну октаву. На рисунке 2. изображена исходная гармоника (зелёным цветом), которая, проходя через субгармонический синтезатор (рис. 3 и рис. 4), порождает одну субгармонику (она изображена красным цветом) с амплитудой на 6-9 дБ ниже исходного сигнала, и ряд гармоник высшего порядка, каждая из которых на 35 дБ ниже исходной. При задействовании двух субгармонических синтезаторов сразу, амплитуда субгармоники повысится на 3 дБ.

Если взглянуть на рисунок 3, где представлено влияние первого субгармонического синтезатора (синяя часть спектра), и рисунок 4, где изображено влияние второго субгармонического синтезатора, то можно отметить, что разница в спектре весьма незначительная и заключается она лишь в том, что второй синтезатор дает чуть более широкую гармонику низшего порядка и небольшой подъем амплитуды перед каждой гармоникой. На слух же влияние фильтров довольно сильное: первый – создает фоновый, несколько размытый мягкий бас, второй же – придает более четкий низкочастотный толчок ударным и другим динамичным инструментам.

Что же касается влияния на музыкальный сигнал, то по рисунку 7 можно заметить, что синтезатор практически не затрагивает частоты исходного сигнала выше 200 Гц, а гармоники на частоте 160-250 Гц, на слух никак не отражаются на качестве воспроизводимой фонограммы. Следует также отметить, что синтезатор работает в моно режиме и независимо от того, по какому входу был подан сигнал, субгармоники будут поступать как на левый, так и на правый выходные каналы.

Еще одной ключевой функцией процессора AFSP-026 является подавитель обратной связи, оснащенный двенадцатью режекторными фильтрами, способными работать как в динамическом, так и фиксированном режиме. Основная задача модуля заключается в исключении самовозбуждения акустической системы при повторном усилении микрофоном сигнала от динамиков. Обратная связь, как правило, проявляется в виде гармоник, с превышением исходного уровня сигнала на уровень 10 и более дБ. На рисунке 9 изображен спектр микрофонного сигнала с типичной обратной связью, где присутствуют ярко выраженные гармоники в районе 5, 10 и 15 кГц.

Обычно паразитные частоты самовозбуждения лежат на частотах выше 3 кГц, поэтому в результате обработки подавителем обратной связи, их влияние на голосовой сигнал практически незаметно и не вызывает ярко выраженных провалов в спектре (рис.10). Скорость срабатывания подавителя прямо зависит от интенсивности паразитной гармоники: чем выше она выделяется над уровнем основного сигнала, тем быстрее она будет подавлена, а если же интенсивность подавленной гармоники возрастет, то ранее определенный для нее фильтр будет усилен. Такой сценарий наиболее актуален при использовании автоматического режима (Live) работы фильтров, для фиксированного же (Fixed) следует заранее создать условия для получения обратной связи с максимальной амплитудой паразитных гармоник. Говоря простым языком, для получения обратной связи следует поговорить с различной громкостью в активный микрофон, расположенный непосредственно перед громкоговорителями, примерно в том месте, где будет находиться спикер во время выступления. Наиболее удобным вариантом использования подавителя является использование комбинации фиксированных и динамических фильтров одновременно. Данный модуль работает в режиме моно и влияет сразу на оба входных канала, позволяя параллельно обрабатывать сигналы сразу с двух источников.

Все управление процессором осуществляется с передней панели, где расположен информационный дисплей, кнопка-селектор и кнопки для выбора функций. Для каждой функции процессора существует отдельная кнопка, нажатие на которую открывает ее меню. Навигация по меню функции и корректировка ее параметров осуществляется кнопкой-селектором и кнопками “PREV PG” и “NEXT PG”. Кнопка “STORE” используется для сохранения настроек.

Рис. 11. Передняя панель AFSP-026

  • 1 – кнопки горизонтальной прокрутки настроек
  • 2 – кнопки выбора и переключения модулей обработки звука:
  • EQ – настройки графического и параметрического эквалайзеров
  • SUBHARMONIC – настройки субгармонического синтезатора
  • X-OVER – настройки кроссовера
  • FEEDBACK – настройки подавителя обратной связи
  • COMP/LIMITER – настройки лимитера/компрессора
  • DELAY – настройки линии задержки
  • 3 – кнопка включения питания
  • 4 – разъем для подключения RTA-микрофона для быстрой настройки процессора в соответствии с помещением
  • 5 – кнопка включения RTA-микрофона
  • 6 – ЖК-дисплей
  • 7 – вращающийся селектор с кнопкой для навигации и смены настроек в рамках страницы
  • 8 – выбор функций:
  • PROGRAM – раздел выбора предустановленных настроек
  • UTILITY – настройки дисплея
  • STORE – раздел сохранения всех текущих настроек процессора
  • WIZARD – настройки входов, настройка количества фильтров подавителя обратной связи
  • 9 – индикатор уровней входного сигнала
  • 10 – индикатор уровней выходного сигнала

Рис. 12. Задняя панель AFSP-026

  • 1 – разъем питания
  • 2 – три пары выходных каналов
  • 3 – аттенюатор входного канала
  • 4 – входные каналы

Технические характеристики

Наименование Значение
Выходное сопротивление, Ом 120
Процессор 24-битный DSP, АЦП и ЦАП 24 бит, 96 кГц
Перекрестные искажения между каналами (1 кГц), дБ > 110
Коэффициент подавления синфазного сигнала (1 кГц), дБ > 45
Частотный диапазон (±0.5 дБ), Гц 20...20000
Отношение сигнал/шум, дБ > 110
Коэффициент нелинейных искажений, % < 0,002
Количество установочных мест, U 1
Потребляемая мощность, Вт < 15
Напряжение питания (50 Гц), В 230
Входной импеданс, кОм 40
XLR-разъемы Входные 2
Выходные 6
Масса (нетто), кг 2,5
Максимальный уровень входного сигнала, dBu < 20
Габаритные размеры (Ш×В×Г), мм 482×44×146

Схема применения

Профессиональная звуковая система с реализацией функции кроссовера и подавителя обратной связи на AFSP-026

Профессиональная звуковая система с реализацией функции кроссовера и подавителя обратной связи на AFSP-026

Источниками сигналов для системы профессионального озвучивания является компактный микшерный пульт AFMM-106, радиомикрофонный модуль AFRM-102 и профессиональные динамические микрофоны MD-серии. Музыкальное сопровождение берется с флеш-накопителя или Bluetooth-устройства, подключенного к микшеру. Любые дополнительные источники сигналов подключаются к свободным входам микшера.

Сигналы от микрофонов поступают на входы 6-канального микшерного пульта AFMM-106. Микшерный пульт осуществляет смешивание, обработку и маршрутизацию звуковых сигналов. В данном случае, музыкальное сопровождение играет второстепенную роль в итоговой фонограмме, поэтому ее уровень значительно ниже голосового, а влияние подавителя обратной связи оказывается незаметным.

Выходные сигналы с микшера подаются на цифровой сигнальный процессор AFSP-026. Аудиопроцессор позволяет подавить обратную связь, возникающую на всех четырех микрофонах, а также скорректировать частотную характеристику сигнала под помещение. Также процессор выполняет функцию кроссовера, выделяя из полного спектра звукового сигнала средне- и высокочастотные составляющие для активных акустических систем AFLA-1001 и AFLA-1501, низкочастотную — для активного сабвуфера AFSA-1501. Сигнал сабвуферa складывается из суммы сигналов правого и левого каналов стереосигнала. Частота среза кроссовера для сабвуфера составляет 120 Гц.

Кроме того, в устройстве реализованы функции компрессора и лимитера на случай, если потребуется сгладить амплитуду выходного сигнала или срезать пики.

Использование в составе профессиональной звуковой системы цифрового аудиопроцессора AFSP-026 позволяет осуществлять точную настройку акустических параметров системы и скорректировать работу микрофонов.